На вопрос, сколько у вас детей, Татьяна и Вадим Черепановы не могут ответить однозначно. Потому что “мамой” и “папой” их называют гораздо больше ребят, чем одна их собственная двухлетняя доченька Машенька…
Хип-хоп Моцарту не помеха
Как уличное искусство защищает… от улицы
На вопрос, сколько у вас детей, Татьяна и Вадим Черепановы не могут ответить однозначно. Потому что “мамой” и “папой” их называют гораздо больше ребят, чем одна их собственная двухлетняя доченька Машенька…
— Я – многодетная мама! – смеясь заявляет Татьяна.
Оттого и двери дома Черепановых всегда открыты и в кухонных шкафчиках предусмотрительно есть стратегический запас чая и чего-нибудь перекусить. Ведь гости шумной ватагой могут нагрянуть в любой момент.
Будь то бывшие или теперешние воспитанники, всем и всегда Татьяна и Вадим рады. Никто не останется у них в доме без внимания, дружеской беседы и кружки горячего чая. Если надо здесь и совет дадут, и со сложными жизненными вопросами разобраться помогут.
…Хорошо, если ребенок увлекается балетом и керамикой… А если музыкальная школа и кружки кройки и шитья не вдохновляют? Зато он с удовольствие слушает “Айренби”, ходит в этих безразмерных рэперских штанах и рисует баллончиками граффити на стенах, спуская на краски все свои карманные денежки?
Вся наша система образования построена как противодействие этой “жуткой” уличной культуре. Но она всегда была, есть и будет. Как десять, двадцать лет назад, так и сейчас дети продолжают слушать хип-хоп, тащиться от рэпа, танцевать на картонках и… уходить на улицу. Потому что именно там, в уличном искусстве, каждый может проявить себя так, как ему хочется. Или идти к людям, которые научились управлять этим самым подростковым проявлением себя.
Воспитательные “волны”
…В центральном филиале Школы танцев “Extereme”, что на улице Блауманя сегодня занимаются “старички”. Так Татьяна и Вадим ласково называют ребят, которые из года в год танцуют в их танцевальной школе.
Несмотря на громкую музыку, тесное помещение и большое скопление подростков в рэперских штанах и прочей характерной атрибутике – дисциплина и порядок в зале просто железные.
Здесь каждый из этих сгустков энергии и гормонов занят своим делом.
Причем не из-под подпалки, а совершенно добровольно и с огромным удовольствием.
Целый час я пыталась поймать хоть один зевок, хоть один скучающий или наоборот хулиганский взгляд, ведь в зале занимаются подростки от 12 и старше, но…
Стайка девочек у зеркала под руководством молодого тренера отрабатывают движения руками как делают красотки в эм-ти-вишном клипе.
На подиуме тренируют “верха” брейкеры. Вниз по ступенькам – группа пацанов стелит картонки и через минуту уже штудирует каждый свой кульбит на голове-руке-ноге и прочих частях тела.
Кажется, что Татьяна и Вадим вообще ни в чем не учаcтвуют… Лишь время от времени подходят то к одной, то к другой группе – дать какой-то совет, показывают движения, но тут же отходят. В процесс не вмешиваются. Опытные наставники считают, что надо давать ребятам почувствовать себя самостоятельными. К тому же “старички” – люди проверенные. Сами знают, какой момент у кого хромает и что надо еще тренировать.
— Неужели, ваши дети всегда такие белые и пушистые? Ведь наверняка, бывает и по-другому…
— Конечно, всякое случается, но ребята у нас на самом деле хорошие. – сказала как отрезала Татьяна.
Правда, тут же призналась, что проблем с никотином избегать все-таки не удается. В начальных классах пробуют курить сегодня уже не только мальчишки, но и девчонки.
По словам Татьяны, она мгновенно может определить, кто из ее учениц брал в руки сигарету. Как? Да элементарно. Тренировка только началась, а юная любительница никотина уже едва дышит… Ведь хип-хоп такой танец – не только все твои чувства и мысли напоказ, но даже пороки не хуже лакмусовой бумажки на свет божий тут же выявит.
На мой вопрос о методах воспитания в случае подобных ситуаций, Татьяна лишь улыбнулась.
— Тут говори, не говори, – толку не будет… А вот я нагрузку на занятии утрою и привет.
Такой нехитрый прием как нельзя лучше отбивает всякое желание курить. Кому же захочется танцевать хуже других, да еще и задыхаться при этом? Это не нудная лекция о вреде курения и правильные, но совершенно бессмысленные антиникотиновые акции о капле никотина, которая убивает лошадь.
И танцы, и работа, и любовь…
…У Татьяны и Вадима Черепановых трудовой стаж – тридцать лет танцев на двоих.
Много лет их судьбы шли параллельной танцдорожкой, но не пересекались, пока…
Познакомились два тренера по танцам во время участия в детской акции “Танцы против наркотиков”. У Вадима на тот момент уже была своя школа танца для мальчишек. Татьяна тоже вела танцевальную студию. Естественно, девчонскую.
В тот год в одном из районов Риги прошла крупная благотворительная акция для детей и подростков. В разных районах города школы предоставили залы. Тогда любой желающий мог прийти и совершенно бесплатно поучиться танцевать.
— К нам в три потока шли все окрестные ребята. По 70 человек в зале одновременно танцевали, – вспоминает Татьяна и с гордостью добавляет, что именно в этих переполненных и суматошных залах на окраинах города зародилось немало талантливых танцоров и будущих тренеров.
Приходи на меня посмотреть!
Судьба Алины, Юлианы и Ани яркий тому пример. Они пришли в танцзал маленькими беспомощными девчонками, а сегодня уже сами преподают танцы подрастающему поколению.
— Алина – это наша гордость! – так и говорит Татьяна.
Сейчас Алине уже семнадцать – она трехкратная чемпионка Латвии по танцам хип-хоп и участница сборной команды.
Аня и Юлиана в школе с самого ее основания. И за шесть лет выросли из учениц в талантливых тренеров. По настоянию Вадима и Татьяны Аня еще и в спортивную Академию поступила. Так что будет у школы еще один дипломированный педагог.
Хорошо, что такие школы танцев существуют! Стихийно когда-то возникшее движение сегодня превратилось в четко налаженный дело. Дальновидные мамы и папы отправляют своих детей постигать азы уличной культуры, руководствуясь принципом: или мы будем учить улицу, или улица будет учить нас.
— Очень расстраивает, когда родители не интересуются, чем их ребенок у нас занимается и какие успехи делает, – рассказывает Татьяна.
Когда в танцевальной шлоле “Extreme” был отчетный концерт, к которому ребята готовились целый год, из приглашенных родителей на детей пришли посмотреть считанные единицы. Конечно, работающих с утра и до ночи родителей понять можно. Многие вообще вдали от дома клубнику вынуждены собирать, чтобы дочке или сыну оплатить уроки танцев.
— Вот недавно папа один позвонил. Извинился, что дочка на тренировку не сможет прийти, приболела. – Рассказывает Татьяна и признается, что этому звонку была приятно удивлена, ведь такое случается очень редко.
Проверено – противоречий нет!
— Так сколько же у вас с Вадимом все- таки детей? – спрашиваю у Татьяны.
Пальцев на руках точно не хватит – около 700 ребят! Филиалы “Extreme” находятся в больше чем в десяти районах Риги и еще один – в Литве, в Шауляе.
Уже третий год подряд экстримовцы устраивают летние и зимние лагеря. В несколько смен ребята выезжают на природу и устраивают танцевано-развлекательный марафон. Живут как положено спортсменам – по-спартански: в доме у лесного озера, совершенствуют свои танцевальные навыки. Просто весело и с пользой проводят каникулярное время. А потом целый год вспоминают как было здорово в лагере.
… Мечтают Татьяна и Вадим сейчас об одном – обрести, наконец, постоянную крышу над головой для своей школы. Зачем? Чтобы еще больше ребят вместо улицы выбирали дружную спортивную семью. Ведь в танцах хип-хопа требования по сложности и по физической нагрузке иногда выше, чем в некоторых видах спорта. А простенькое настенное граффити подчас становится первым шагом на пути к серьезному художественному творчеству и даже к будущей профессии. Потому как никаких противоречий между хип-хопом и Моцартом нет.
Яна ПОКЛАДЮК.
Фото из архива Extreme
Biedrība «Extreme dance school» saņem atbalstu Labklājības ministrijas īstenotā Eiropas Sociālā fonda projekta Nr. 9.1.1.3/15/I/001«Atbalsts sociālajai uzņēmējdarbībai» ietvaros.